Тайна железного утеса


- Думаешь, я ни с того ни с сего стал купцом? Как бы не так! - прищурил глаз    старый дядька Емельян Силаич Ефимов.
- Нет, мил человек, ничего случайного на свете не бывает!
Был я ещё совсем юношей, работал с отцом недалеко от монастыря, за Старыми Кожевниками. Один раз послал меня батюшка в дорогу отвезти гостинцы родственникам в город Алексин. Под гостинцами подразумевалось и кое-что ещё, понятное дело, денежная сумма. Посадил батюшка меня на судно, сказал «в добрый путь, пора становиться взрослым», перекрестил на дорожку, и мы отчалили. На небольшом по габаритам суденышке было не так много человек: хозяин груза, капитан, один его помощник и взятых на борт человек десять, не больше.   Поплыли спокойно и, как говорится, «ничего не предвещало». И вот ночью я проснулся от какого-то шума на борту. Что-то засвистело и залязгало, раздались крики, стоны, неразбериха. Я испугался не на шутку, но сообразил быстро: на нас напали «лихие мужики», что промышляли разбоем на Оке!
 Звали их люди по-разному: то «речными братьями», то «лихоречными», а то и «пиратской шайкой». Я, молодым делом, надо сказать, был ловок и вёрток, как угорь, и успел незаметно забиться под лежавшую в углу  баркаса, рыболовную сеть, так что в суматохе меня никто не заметил. Так прошло ночное время, и я так просидел  почти не шевелясь, а под утро, когда стало светать, барку подогнали к берегу и стали выгружать товар, что находился на борту. Тогда я сообразил, что надо что-то делать, иначе мне конец, и время уходит, и меня заметят сквозь ячейки в сети, где я стану виден при свете дня. И я решился. Вылез  потихоньку из-под сети, перевалил через борт и быстро побежал к кустам. Разбойники остались в стороне: кто-то тащил награбленное, кто-то разжигал костер, но все же меня заметили, и  сразу закричали как ошпаренные, для них это было большой неожиданностью, наверняка они думали, что после ночного налета все уже давно плывут кверху брюхом вниз по Оке. Началась погоня! Понятное дело, кому нужен свидетель разбоя, да который еще и видел их вблизи при свете дня?!
Ну и погнали меня, как зверя! Со страху ноги несли меня как молодого оленя, да всё в гору, кроме как туда, бежать было некуда. Всё время взбираться наверх по круче быстро устанешь. И я побежал вбок в надежде обогнуть этот мыс, который, как я понял, преграждал путь реке,  где она  поворачивала от него и была похожа на подкову. Преследователи дышали в спину, их выкрики и неоднозначные угрозы становились всё ближе, надо полагать, что были они выносливы, как мулы, и, побывав в разных переделках, набрались опыта немерено в разного рода погонях. Тут я стал замечать краем глаза, как ниже меня в стороне три бегущих человека явно поравнялись со мной и вот-вот станут опережать меня. Дело стало принимать скверный для меня поворот. И тут я выбежал на открытую верхнюю площадку утеса и сразу увидел перед собой высоченную каменную статую, древнюю, стоящую здесь, видимо, с незапамятных времен. Преследователи теперь чуть поотстали, очевидно, поняли, что  теперь мне никуда не деться и что они загнали меня в ловушку, и торопиться теперь им было некуда - дело сделано.
 Что делать было мне?! Отчаяние гнало меня, и мысль о том, что, если я остановлюсь, то расправа со мной будет жестокой и, по всей видимости, недолгой, и что не сам я упаду с обрыва, а они сбросят меня туда. И от отчаяния,  молодой наглости, с мыслью, что лучше уж  так, чем извиваться и визжать в липких и мерзких руках разбойников. И я прыгнул!!! Сказать о том, что утес с обрывом был высоченный, это не сказать ничего! Летел я долго и даже не кричал - страх так парализовал меня, что я онемел от ужаса, но неведомо как исхитрился, перекрутился в воздухе и вошел в воду ногами. От удара я  тут же потерял сознание, но успел очнуться и вынырнул под скалой, там же я и спрятался в небольшой пещерке. Отбил я себе всё, что мог, внутри, долго выл от боли, но остался жив. Преследователи, видимо, взглянув с утёса вниз, решили, что у меня не было никаких шансов и наверняка я ударился об один из двух торчащих из скалы выступов, которые я чудесным образом не задел, очевидно, пролетев между ними. Думаю, решив так, они постояли и ушли, а я ещё долго валялся в этой самой пещерке. Потом из расщелины я увидел, как они проплыли мимо меня  по течению вниз на двух барках: одной своей и другой нашей, захваченной этой ночью. Скорее всего, перепрятав доставшийся  груз, они опять вышли на разбой.
Так прошел день. Стемнело. И я там пролежал следующую ночь и ещё одну. Через два дня утром я вылез наружу. Тело выло и болело при каждом движении, но уже было терпимо. Я по воде обошёл утёс и вылез на его склон внизу, затем медленно поднялся на ту площадку, откуда я сиганул вниз. Сама эта площадка и само место было действительно необычное, ровное, как стол. В самом его центре стоял огромный каменный истукан, метров   четырех в высоту. Наверху каменного идола виднелся отчетливо различимый полумесяц, а ниже, где должно было быть лицо идола, находился большой круглый диск, очевидно, солнце - древнее Ярило, еще ниже из центра фигуры в стороны и вниз расходились две колоссальные ноги с копытами, очевидно, ноги быка. А значит, это был, по всей видимости, как сказывал мой дед, «Бык с рогами-месяцем»-это древнерусский бог Велес. Удивительным был и вид позади этого каменного бога - уходящая вдаль река, изогнутая на повороте в виде лежащего на боку месяца. Оба рога статуи повторяли точь-в-точь изгиб реки, будто на картинке. Что это было очень загадочное место, я понял  сразу, не зря предки выбрали для статуи именно его.
 Потом я наломал елочного лапника, спустился в пещеру и устроил себе лежбище поудобнее: все болело внутри. Пока я лежал в пещере, стал разглядывать валяющиеся вокруг меня необычные камни, они показались мне как будто знакомыми. Стал вспоминать что на железной плавильне отца мне попадались такие куски. Отец называл их «колчеданом». Мне даже стало занятно. Если тут связь в этом самом колчедане и в колченогом быке на горе? Может, и есть. Может быть, этот идол указывает на залежи металла у подножия утёса? Дальше про происходившие со мной злоключения рассказывать не буду. В конечном итоге уже с отцом и дядькой вернулись мы позже на это место, хорошо вооружившись. Мы теперь знали, что эта, так называемая, стоянка речных разбойников может быть полна сюрпризов.
Отец долго разглядывал куски колчедана и поведал версию о том, что скорее всего эта вымытая рекой открытая часть полностью состоит из этого самого колчедана. С тех пор эта скала стала нашим родовым местом. Каменный Велес через год куда-то исчез, возможно, лесные люди забрали его себе. Нашли мы прямо в скальной породе удивительную железную жилу, идущую прямо вверх, думается, прямо к тому месту, где стояла древняя статуя.
 Такое моё мнение, что наши предки статуями отмечали те места, где находились такие  дары природы, и с незапамятных времен охраняли их и делали в этих местах много оружия, мечи,  доспехи-кольчуги, шлемы. Древнее это место сейчас трудно узнать, весь утёс срыт напрочь, так что остались от былой первозданности только воспоминания да моя купеческая пластина. Да ещё эта история про то, как меня от неминуемой смерти языческий бог Велес уберег! Видно, такая моя планида, связанная с этим местом. А вскоре после того, как статуя языческого бога пропала, «жила этого самого колчедана» иссякла, и на этом история закончилась. Видно, древние славянские Боги в лес ушли и там попрятались до поры до времени и только ждут своего заветного часа, чтобы оттуда выйти. Видно, время их ещё не пришло.

Комментарии